Все архивные материалы публикуются с согласия Востриковой Р.М., за что ей выражается сердечная благодарность.
Фонд № 173. Опись 3. № 5262.
Историко-статистические описания церквей Оренбургской епархии
Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского
из Оренбургской Духовной Консистории
О.О. Благочинным епархии
По указу Его Императорского Величества, Оренбургская Духовная Консистория, согласно журнальному определению VI Общеепархиального Съезда духовенства от 23 мая 1896 г., напечатанному в №№ 13-14 Епархиальных ведомостей за 1896 г. и резолюции Его Преосвященства от 24 мая за № 2994 последовавшей на оном, препровождает Вам при сем на зависящее распоряжение « » экземпляров Программы историко-статистическаго описания церквей и приходов Оренбургской епархии. 7 октября 1896 года.
Член Консистории Протоиерей Петр Райский
Секретарь В. Александровский
Исп. Обяз. Столоначальника Ив. Добровольский
Стр. 98-135; 163-204 Оренбургский уезд
Стр. 8-10; 136-140 Тургайская область
Стр. 11-31; 34, 42,- 61; 205-218 Верхнеуральск
Стр. 32-33; 36-41; 62-83; 220-229; 239-254; 384-430 Троицкий уезд
Стр. 84-97; 230-238; 307; 348 Челябинский уезд
Стр. 141-161 Гурьевский уезд
Стр. 255-305 Орский уезд
XXXII округ Оренбургской епархии. Благочинный священник Иоанн Успенский.
Орский уезд. Стр. 255-305.
Стр. 256-257. Хутор Покровский (деревня Покровка), выходцы из Анновки.
Стр. 259-265. Село Ново-Покровское
Стр. 266-268. Самарский приход.
Стр. 269-271. Село Крым.
Стр. 272-275. Село Казанское.
Стр. 276-276а. Кумакский приход.
Стр. 277-278. Ново-Орский поселок
Стр. 279-280. Хутор Ново-Симбирский Стр. 281-290. Село Петропавловское (Сара), выходцы из Анновки.
Стр. 291-292. Село Бакинское (Ново-Воронежское)
Стр. 293-295. Поимский хутор.
Стр. 296. Хутор Ново-Михайловский Стр. 297-298. Хутор Михайловский, выходцы из Преображенского завода /нет в энциклопедии/ Стр. 299-299а. Село Ивановка, выходцы из Анновки.
Стр. 300. Калпакский поселок
Стр. 301-305. Селение Губерлинский поселок Ильинской станицы.
Историко-статистическое сведение
«Село Петропавловское» /ныне село Сара/
Основание села Петропавловского, его местоположение, состав прихода в его прошлом и настоящем, Церковь и причт, школьное дело, религиозно-нравственное состояние прихожан, раскол и обращение в православие, материальное положение жителей
Основание села Петропавловского относится к 1867 году. Первыми поселенцами были выходцы из господских горно-заводских крестьян Преображенского завода (Преображенской волости) из деревни Анновки. По освобождении крестьян от крепостной зависимости (в 1861 г.) за неимением свободной земли для производства хлебопашества большинство крестьян выселилось из деревень: Анновки, Александровки, Михайловки и частью из самого села Преображенского завода и поселилась в разных хуторах на расстоянии от прежнего места жительства от 40 до 100 верст на свободные тогда обширные башкирские степи, где еще почти не коснулась рука возделывания, и арендовали землю у башкир до 1878 г. Затем, пожелав прочнее обзавестись на жительство, купили землю у башкир на вечное владение. Номинальная цена по три, по два и одному руб. и по 50 коп. за десятину (казенной меры), а со всеми расходами обошлось по 5 руб. за десятину, куплено у разных башкирских деревень разные участки, что и было сопряжено с большими трудами и хлопотами, препятствовали чему богатые, сильные в оно время башкиры, властвовавшие над своими не видавшими никакой цивилизации и просвещения бедными сынами природы собратьями, но благодаря умению вести дело доверенного по покупке земли Гаврила Самохина, особенно же покровительству и способствованию в приобретении земли для крестьян лиц административных, наипаче же при помощи Божией куплено земли в вечное владение 20687 десятин казенной меры удобной и неудобной. Благоприятствовало в покупке земли то обстоятельство: как поселивших на привольных землях усердно и умело принялись за хлебопашество делая довольно порядочные засевы и благодаря хорошим урожаям и сравнительно высоким ценам на хлеб имели возможность приобрести такое количество земли и обзавестись порядочной, а большинство и довольно хорошей постройкой, скотом и земледельческими орудиями, например железными немецкими садилками, косилками, молотильными машинами, что весьма много способствует скорой уборке хлеба и сенокоса. В настоящее же время намного изменилось в хозяйстве худшему, именно за последние годы неурожай в здешнем месте и дешевизна хлеба, правда: земля есть как нетленный источник богатства, но в данное время земля не дает никаких диведентов, почему население против прежнего значительно обедняло, если присовокупить к тому небывалые доселе здесь расходы по постройке церкви, причтов домов, содержание причта, обеспечение школы и проч.
Почва земли почти вся черноземная, а почему в недождливые годы выносит засухи и способна к урожаю, чем в дождливые; площадь занимаемая земли почти вся ровная за исключением небольших гор, между которых протекают небольшие речки по полю, которые весьма полезны, снабжают водой во время полевых работ и для водопоя скота. Вода в речках чистая пресная, на вкус приятная и здоровая. Есть порядочное озеро от селения верстах в 10-12; рыбы в речках и озерах очень мало водится.
Селение расположено тоже между гор на речках Сара («желтая» глина, удобная на окраску домов на месте, каковую немало жители сбывали в г. Оренбург по 40 и 50 коп за пуд) и речки Чебаклы. Обе речки в половине селения сходятся, протекают с севера на юг, на восточной стороне почти во все протяжение речек растет лес березняк, а ниже села по обе стороны лес, а по течению самой речки растет ольховник, что вообще придает местности живописный вид. Когда-то здесь росли большие леса, но башкиры, сдавши землю в арендное пользование крестьянам, лес почти уничтожили. А когда жители купили землю в вечное владение, лес отрастили опять около селения. Пользовались же лесом из собственных дач, близ лежащей реки Урал от села в 20 или 25 верстах. Лес тоже преимущественно березняк, годный только для постройки дворов и сараев. А дома построены: большинство привезены готовыми с прежнего места жительства, деревни Анновки и Преображенского завода на расстоянии 110 и 120 верст.
Село Петропавловское находится на восточной стороне г. Оренбурга; отстоит от губернского города Оренбурга на расстоянии 210 верст, от уездного города Орска на запад в 60 верстах, от реки Урал (по правую руку на северо-восток) отстоит 30-40 верст. Первоначально самое ближайшее селение было станица Ильинская 40 вер. /ныне Ильинка/, а в настоящее время населены хутора Блява /ныне Блява/ в 5 верстах; Сухойташ в 4 верстах, село Крым (резиденция О. Благочинного 32 округа) в 6 верстах, село Ново-Покровское /ныне Ново-Покровское/ в 15 верстах, где находится волостное правление, к какому принадлежит и село Петропавловское, здесь же в селе Ново-Покровском и квартира Г-на Земского Начальника.
Жители села Петропавловского (прежде именовавшегося хутор Сара) по освобождении крестьян от крепостной зависимости выходцы все уклонились в раскол, к которому и раньше того тяготели, увлекаемые некоторыми лжеучителями, под видом благочестия ходящими, имеющими ревность Божию, но не по разуму, каковым первый из среды крестьян Николай Чигров, а затем начали являться и страннии. Внушая им разные хулы и клеветы на православную Христову церковь, показывали им разные составленные злонамеренно тетради и псевдо-апокалипсисы с ужасными православному слуху не вместными хулами на Церковь Божию, ея Св. Таинства, особенно же на обряды, троеперстие, имя Иисус, на крест четвероконечный и проч., указывали на слабую жизнь православных, особенно же некоторых имущих слабую жизнь духовенства, в числе коих слабостей: несоблюдение постов, курение табаку, что простодушный невежественный русский народ, не могущий различить истину от лжи, принимал за истину и верил лжеучителям. Удавалось легко достигать пагубной цели, чему кажется весьма много способствовало почти полное изолирование с Храмом Божиим, живши на расстоянии 15 верст от оного и быв угнетены господскими работами, в Храм Божий обращались за самыми необходимыми требо-исправлениями, совершения таинства Св. крещения и венчания браком, последнего совершения таинства нередко приходилось видеть священнослужителей в нетрезвом виде; 1-ого же таинства совершения весьма спешно и даже небрежно, что все это не могло не влиять на предубежденных уже людей, но все-таки господская рука (не воля) держали при церкви, хотя уже более только по внешности, но по освобождении от крепостной зависимости они почувствовали и в религиозном отношении «свободу» и кинулись в раскол как недушеспасительную пажизь, отреклись от православия пред стариками, называемыми наставниками. Последние заповедывали строго соблюдать посты, не пьянствовать (хорошие черты), даже совершенно удалиться от вина, как скверны еретичества, также чая, как идоло-жертвенного, за употребление которого налагалась епитимья и девятикратное проклятие, а за употребление картофеля отлучение от причастия на 30 лет и по1500 поклонов ежедневно, также строжайше узаконялось в их уставах (рукописных тетрадях) преимущественно же на словах носить одежду мужескому полу однообразную, непременно своего рукоделия, белого холста или синеные. Картузы и шарфы строго воспрещались. За непослушание молодых людей запрещенной одежды подвергались огнесожжению, сами же виновные публичной епитимьи в 300 и более земных поклонов. Женскому полу заповедывалось носить так называемые русские сарафаны без всяких украшений, например позументов и проч. Повязывать голову платком в кромку (по татарскому обычаю), якобы так повязывалась Пресвятая Богородица. Все эти и другие уродливые самоизмышленные уставы и не удоб носимые бремена, казались людям, имеющим ревность Божию, но не по разуму строго благочестивыми и весьма спасительными и все это к их несчастию способствовало увлечением и совращением в душепагубный раскол. Далее фанатизм начал ослабевать, одежда заменялась обыкновенною, чай, сахар, вино считались осквернением и грехом, но картофель некоторые стали употреблять. Вино (водку) заменили медовым самодельным пьяным квасом, которым любители пображничать упивались до безобразия. Затем любителями втихомолку рядом с квасом нашла место и водка. Все это делалось в расколе. К сожалению, недуг сей продолжается и до селе, что всего печальнее было наблюдать, что это зло и началось открыто по присоединении к Св. Церкви и в людях хотя и молодых, но влиятельных передовых, которые энергично проповедовали православие и в храме становились на клирос певчими. Они же передовыми были и в распространении пьянства. На Св. Пасху 1-й год присоединения, когда еще определен не был священник, они вышли на гору близ лежащую селения, на виду всех расставили целую батарею бутылок и опоражнивая последние, бросали под гору, тем высказывая свою ретивость: дескать вот как делают православные. Все это явление понятно, какое имело следствие? Великую сделало препону в присоединению к православию. Противники, пользуясь этим, указывая на такое печальное явление, говорили: «Смотрите, вот каковы новые учители. Они не спасения ищут, а широкого пути слабой жизни», что и действительно повторялось почти каждый праздник и всякий представлявшийся к тому случай: крестины, именины и т. д. Не смотря на просьбы, увещания, иногда и более строгие замечания пастыря. На 2-й год присоединения на Св. Пасху также учинили поклонники Бахуса и явились даже в Храм Божий пьяными, где на замечание и увещание пастыря не высказали даже должного раскаяния, а услышав властное слово священника – привыкши вести жизнь бесконтрольно показалось им это даже жестоким, что выразилось: вся эта партия клирошан перестала посещать Храм Божий. Привести их в сознание стоило немалого труда, что всего было печальнее видеть, руководитель всего этого был человек и влиятельный, и состоятельный. От одного источника исходило и горькое, - свет и тьма, что повторяю, весьма много препятствовало прогрессу присоединения к православной церкви раскольников. Не осталось бесследно и по настоящее время, раз зло пустило корни, искореняется с трудом.
С 1878 г. как заторговали землю на вечное владение, часть их выселилась на другие хутора. На место бывших поселились поселенцы из Бузулкского уезда Самарской губернии из разных волостей: Логачевской, Марковской, Баклановской, Богуановской и Павло-Антоновской, всего 34 двора и не смотря на то, что имели одно религиозное согласие – раскол беспоповщины, недолго жили в согласии. Религиозная рознь, разъедающая раскол, вскоре сказалась и здесь. Они разъединились на две партии: старожилы, которыми руководил наставник И.Е. Фомин, по мнению новоприходцев жили менее воздержно, дозволяли употреблять в пищу базарную снедь (доспехов еретических) как то: кисмиш, постное масло, соленую рыбу и тому подобное. С 1891 года в партии старожилов, выходцев из Преображенского завода, начинается движение в пользу православия. Случайно от дьякона Сергеева попала к ним книга священника Малышева, где значительно объяснено многие предметы, кажущиеся старообрядцам мнимые ереси, употреблявшиеся в православной церкви, обряды, раскольниками считающиеся за догматы. Там доказано довольно подробно древность их происхождения с объяснением, что они суть не догматы веры, а обряды, подлежащие по усмотрению церкви без всякого погрешения в вере изменение. Книга О. Малышева угодила человеку по состоянию не весьма значительному, но очень разумному и хорошо и здраво понимающему Божее и Свято-Отеческое писание Василию Венедиктову Фомину (племянник наставника Иоанна Ермолаева Фомина). Как молодой человек В. Фомин с трепетом затаил свою благую мысль в тайник своего сердца, боясь откровенно высказать сначала зная фанатическое настроение стариков воротил, что именуемая старая, излюбленная ими вера есть раскол, а истинная Христова Вера (которой они и дорожат) есть в церкви ими охуленной и гонимой и признающую еретической, она то и есть истинная Христова Церковь. Радость и страх боролись в душе молодого искателя истины В. Фомина. Сначала он робко поведал свою мысль родному отцу Венедикту, а затем прослышали и другие помощники наставника Андрей Спиридонов Фомин, родной дядя (брат его отца). Родные конечно внушительно заявили не распространять новшеств, а в случае и погрозили за непослушание, но любовь к Богу и Св. Вере этим не ограничилось. Василий, от природы человек скромный, малоразговорчив, но разговор его всегда дельный. Он скромно, но благоразумно объяснил своему отцу и дяде, которые были поражены его сильными доказательствами от слова Божия о вечности и неодолимости Христовой Церкви от своих же книг, которых в селе немало. Затем он воспрянул духом и поведал свою мысль человеку более влиятельному и довольно состоятельному и более начитанному в старо-печатных книгах и довольно владеющему языком Петру Гаврилову Самохину племянник главного наставника И.Е. Фомина (дядя родного брата матери), который и начал сначала тоже принял робко и недоверчиво такое новшество, но принялся внимательно читать брошюры (как О. Малышева и др. некоторые, 2-ю часть сочинения Архимандрита Павла, врученные протоиереем М. Аврамовым) и сличать с старопечатными книгами и скоро убедился, что старообрядцы содержат веру не правую и заблуждаются, но где же истина? Великороссийская (такой термин всегда употребляют в наименовании церкви православной) Церковь казалась страшна, ибо в ней по мнению раскольников есть ереси, а кроме ея непогрешимой с полнотою Св. таинств и полным Иерархическим священно-началием согласно с писанием, нет. Затем молодые искатели истины В. Фомин и П. Самохин начали совместно распространять свои мнения и между товарищами, которые не могли протестовать и не соглашаться с явной истиной и начали делать тайные собрания, каковые не могли укрыться от других (стариков), чем они уже не стеснялись и даже желали подготовиться своим мнением и свои сомнения и недоразумения предложить на рассмотрение других, за что наставник Фомин с прочими ревнителями старой веры грозили им отлучением от с…щ и даже проклятием, но любовь к истине превозмогла все и наконец будучи бессильными доказать от Божия Писания правоту своего верования и сам наставник Фомин склоняется на сторону, (по мнению других) новых мыслителей, которых уже не малое число, и порешили отправить депутацию для разрешения недоуменных вопросов к их общему принципа… Варсонофию Александровичу Барышникову в Уральские приделы, поселок Говый. Хотя Барышников вместо доказательств текстами Св. Писания своей мнимой правоты и мнимой неправоты православной разразился площадной бранью, ругательствами и страшными хулами на Православную Христову Церковь. О новых книгах, как например о выписках Озерского в бешеном гневе выразился даже нецензурными словами и наконец ограничился тем, вручил депутации два экземпляра картинок сфабрикованные раскольниками изображающие две церкви с принадлежностями святого алтаря и священников, совершающих проскомидии и далее на одной подписано с известными особенностями до Никоновского времени, сия церковь истинно христианская, а на другой картине с исправленными обрядами пяти просфорием и проч. сия церковь Никонианская еретическая, что по-видимому и удовлетворило не успевших еще окрепнуть в истине депутатов и не умеющих отразить лжесплетения Барышникова, в числе депутатов не был Василий Венедиктов Фомин. Последний горячо протестовал против измышленных картин и всего ложного учения Барышникова и глубоко скорбел о перемене мнений своих единомышленников, особенно скорбел о потере сильного влиятельного союзника в лице П.Г. Самохина, чрез посредство которого и чаял надежду более достигнуть благих и желанных результатов на пути к воссоединению с православною церковью (чего раньше конечно немыслимо было и ожидать по их закоренелости, упорству и их самонадеянности, православные, сознающие погибельный путь раскола едва ли помышляли о том, что эти люди когда-либо сделаются чадами церкви, только душевно скорбели о их заблуждении). В. Фомин дружески напомнил П. Самохину о прежнем мнении, он скоро и сочувственно откликнулся и опять принял сторону исследования о правоте православной церкви. Сначала Самохин ходил по задам, скрываясь от постороннего лишнего взора, а потом принялся небоязненно и с особенным рвением и энергией читать и рассматривать книги старые и новые, открыто проповедовать о вечности и неодолимости Христовой Церкви, видимом ея существовании на Земле с полнотою чинов Иерархии и таинствами (противники конечно поняли, куда клонятся такие исследования, что кроме церкви православной такой церкви нет, а последнюю они считали не православной, а наполненную всякими ересьми). Вскоре принял сторону исследования и главный наставник И.Е. Фомин; затем начали делать собрания, совместно обсуждали вопросы, вопрос великой важности (о вопросе этом, - можно безошибочно сказать может подлинно понимать его значение, кто его лично переживал), наконец нашлось немало уже сторонников в важном том деле. В начале 1892 года январь мес. посетил Епархиальный миссионер Г-н М.И. Головкин, который много содействовал всем трудным обстоятельствам, разъяснив некоторые недоумения и посоветовав ехать в Москву для исследования и сличения древних книг и обрядов, содержимых православною церковью, где еще много помог и указал прямой путь к Православной Христовой Церкви. Депутация состояла из трех человек: самого наставника И. Е. Фомина, П.Г. Самохина и М.И. Бучнева, по приезду из Москвы в марте мес. 1892 года согласно их прошения на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Макария Епископа Оренбургского и Уральского командирован был священник Градо-Оренбургской Единоверческой церкви Иоанн Ксенофонтов О. Крючков, где присоединилось 280 душ обоего пола. В 1892 году открыт приход по прошению прозелитов общественников назначен Преосвященнейшим Макарием Епископом Оренбургским и Уральским священником пишущий сии строки бывший раскольнический псевдо-иерей Австрийской лжеерархии Иоанн Евстратьев, которого жители прежде сего знали хорошо. Рукоположен и определен на настоящее место 25 мая 1892 года, по прибытии на место ново-обращенных душ было всего обоего пола 300, приписанных хуторах Ивановском, отстоящем от Петропавловки в 50 верстах присоединенных 9(5)0 душ обоего пола, в деревне Покровке, отстоящей в 30 верстах ни одной души присоединенные (х. х. Ивановский и Покровский выходцы все из деревни Анновки Преображенского завода) в хуторе Абтуллинском в 19 верстах и хуторе Сарбаевском: раскольники изуверной поморской секты (с разных мест) в означенных хуторах поселенцы исключительно раскольники за редким исключением, - православные были, но последние живши между раскольниками были увлекаемы фанатиками и погрязли в том же мраке душепагубном расколе, от простоты и невежества обольщались наружною набожностью и наружним благочестием и видимою воздержанностью старообрядцев. Во время открытия прихода в 1892 году в селе Петропавловском всего дворов было 130, в числе коих православных (единоверцев) было 32 двора, а раскольников 98 дворов, обоего пола единоверцев 300, а раскольников 629 душ.
В 1893 году в селе Петропавловском дворов единоверцев 65, мужского пола 240 душ, женского пола 248 душ. В 1894 году дворов - 68, мужского пола 254 души, женского пола 262 души. В 1895 году дворов - 77, мужского пола 269 душ, женского пола 297 душ. В 1896 году дворов - 83, мужского пола 290 душ, женского пола 324 души. В 1897 году (по настоящее время) дворов - 85, мужского пола 306 душ, женского пола 328 душ, исключая духовных. Во время открытия прихода (в 1892 году мая 25 дня) новоприсоединенных единоверцев (раньше того не было ни одной души православных) было 300 душ обоего пола, а раскольников 629 душ, в настоящее время православных единоверцев 634 души.
В 1892 году для общественного Богослужения была освящена малым освящением бывшая раньше раскольническая молельня на православный молитвенный дом, где устроен временно иконостас, в котором и совершалось Богослужение до 1896 года, (в настоящее время он стоит праздным). В 1893 году начата постройка новой церкви по плану архитектора Г-на Маркелова, утвержденному Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием Епископом Оренбургским и Уральским, деревянная, длина всего храма 42 арш., ширина главной части 15 арш., трапезной 13 арш. Лес доставляем был (сосновый) из дач Преображенского завода в 110 верстах, половина расстояния пути наймом, а половину доставили сами жители. На средства 3000 руб., пожертвовано от Святейшего Синода, из капитала Г-жи Медынцевой, чрез протоиерея Ф. Ксенофонта Крючкова, пожертвовано Г-ном А.М. Логашкиным 100 руб., им же пожертвованы Богослужебные книги весь Церковный круг Синодальн. Изб. О. Архимандритом Павлом пожертвовано 175 руб., О. Иоанном Кронштадским 100 руб., всего 3375 руб. Стоимость храма 8000 руб., последние же 4625 руб. было собрано от жителей села Петропавловского исключительно добровольными пожертвованиями сбором и поставом хлеба и деньгами, пред всяким сбором, приходским священником всегда предварительно делаемы были воззвания с разъяснениями о пользе и назначении Храма Божия и прихожане, как послушные чада всегда откликались на зов своего пастыря и по силе возможности жертвовали, но Храм и в настоящее время далеко еще не благоустроен, требует еще многого, иконостас сделан простой плотничной работы, только окрашен в голубую краску без всякой резьбы и позолоты. Иконы поставлены временно, перенесены из старого молитвенного дома и даже из частных домов, местные и верхние иконы не соразмерны рамы намного малы, пустота завешена материем, что и обезображивает иконостас, главное украшение Храма Божия, материе хотя и подходящее под цвет краски, но все-таки не то, что должно быть. Утварь в церкви очень скудная. Ограды вокруг церкви еще нет. Снаружи церковь окрашена масляной краской в белый цвет, а внутри еще не крашена, кроме Св. Алтаря, в нем окрашены стены под синий мрамор, потолок под небесный цвет с звездами. Звон колокола самый большой 21 пуд 30 фун. весу; 2-й колокол – 5 пуд. и в 4-х колоколах 5 пуд. 24 фун., всего 32 пуд. 14 фун. Колокола приобретены прихожанами на собственные средства. Церковь освящена во имя Святых Апостол Петра и Павла в 1896 году июля 28 дня по благословению Преосвященнейшего Гавриила Старицкого – (управляющим Оренбургской Епархиею за отсутствием Преосвященнейшего Николая Епископа Оренбургского и Уральского, Его Высокоблагословением Благочинным 32 Округа священником Иоанном Андреевичем О. Успенским при местном священнике Иоанне Евстратьеве. Церковь зимой отапливается поставленными только на зиму чугунными печами; при церкви сторожка, помещается под колокольней от входа с левого боку. Доходы церковные не большие по малочисленности прихожан, а посему как постройке церкви и дали для священника (который стоимостью тоже около 1500 руб.) сопряжено с большими трудами и усилиями, а почему и причт обеспечен весьма скудно, только благодаря казенному жалованью, которое назначено в 1895 году в сентябре месяце в размере 400 руб. на причт, нужда причта несколько облегчилась. Штат причта состоит из священника и псаломщика, последний рукоположен по ходатайству местного священники И. Евстратьева в сан дьякона в 1894 году 8 ноября. Причтом принято за правило не определять вознаграждение ни за какие требоисправления, ибо это может повлиять на прозелитов, а довольствоваться тем, кто что пожертвует, хотя ими самими же и было постановлено даже приговором: за браки 5 руб., за крещение младенца 50 коп., за отпевание младенца 1 руб., взрослого без выноса 3 руб., с выносом 5 руб., за соборование 5 руб., за обедню 5 руб., жалование священнику без псаломщика 125 руб., но все это осталось только на бумаге, за венчание правда новых браков, т. е. ново-брачных дают по 5 руб. и то не все, а присоединяющиеся в браке, состоявшие уже в расколе и желающие повенчаться (довершить брак) очень не многие дают по 1 руб. и по 50 коп. и 25 коп., большинство же, так безмедно; жалование обществом заплатили только за один год 1892-й и за половину 1893-го года и уже не платят. Еще доходною статьею является сбор хлеба на праздники: Рождество Христово и Богоявление Господне в великий пост, в храмовый праздник очень мало, а на Святую Пасху и вовсе не дают нисколько, и новинку (новый хлеб), которого в течение года собирается до 200 пудов, бывает сбор 2 раза в год шерстью, от одного до 2-х пудов. Дом священника построен в 1894 году в октябре месяце, для дьякона дому нет, помещается на квартире с 1892 года и до 1894 года. Священник помещался на частных квартирах, каковых по не зависимо о священника условиям переменил три; дом построен довольно приличный из шести комнат с кухнею, две комнаты порядочные просторные, а последние 4 очень небольшие, дом построен обществом. Надворные строения посредственные и даже порядочно удовлетворительные.
Жилых построек от Храма на расстоянии 40 саж. Менее нет, дом священника отстоит в 35 саженях. Церковь расположена на западной стороне от селения в близи жилых помещений нет.
Первым священником был назначен с миссионерскою целью Иоанн Евстратьев Евстратьев, сын крестьянина, уроженец Самарской губернии Бугурусланского уезда Завьяловской волости, деревни Нижней Заглядиной, за последнее время проживавший в селе Троицк Оренбургского уезда 18 лет и состоявший австрийским лжесвященником 8 лет и 10 лет наставником у раскольников. Отец его Евтратьева тоже природный раскольник, состоял у раскольников беглопоповцев (на своей родине) наставником 25 лет. Священник И. Евстратьев, не получивши никакого образования (самоучка) состоит священником в селе Петропавловском и по настоящее время. В 1892 году Епархиальным начальством был учрежден миссионерский стан, заведующим которого и был назначен священник Евстратьев. Псаломщик назначен тоже одновременно с 1892 года Иван Павлов Козлов, сын крестьянина Пензенской губернии Чембарского уезда села Поима, образование получил в сельской двухклассной образцовой школе, состоит в сане диакона и по настоящее время.
В 1892 году по ходатайству священника Евстратьева открыта школа грамоты с целью воспитания детей на твердых началах в духе православия, но к немалому удивлению пришлось встретить не благосклонное сочувствие, а явное сопротивление в открытии школы. Как пришлось убедиться воочию, что на школу смотрят с таким предубеждением, в ней они видели (по их взгляду) мало того, что подрыв хозяйству и земледелию по выражению их (выучи его, он и не работник), по мнению их, в школе обучают антихристианскому и Богомерзкому учению, что отчасти и было в прежних учебниках, родное слово Ушинского, Бар. Корфа и др. смешанно часть церковности и противное тому, за прошлое время, почти совершенное упразднение из сельских школ часослова, псалтыря и Св. Евангелия и очень слабое преподавание Закона Божия, что и привело к печальной мысли простой, на дорожащий Святым, народ. После таких убеждений и взглядов на школу, что предстояло пастырю своего стада добиться того?, чтобы открыть школу на средства жителей. (вполне понять может тот, кто сам лично делает), когда он свою копейку, которая пошла на школу. Считает чуть ли как не принесена в жертву дьяволу, а посему: весьма и весьма было бы желательно в местах, зараженных расколом, открывать школы на казенный счет, не требуя от жителей ничего, кроме детей в школу для обучения и учить преимущественно церковности. Благодарение Господу Богу наша школа существует, не смотря ни на какие трудности и препятствия с первого года открытия даже трудно было достать учебников (даже и за деньги), потом по ходатайству заведующего священника Евстратьева из Орского отделения Оренбургского Епархиального училищного Совета выдавали книги за полную плату, затем за половинную, а в 1897 году некоторые книги выданы были и бесплатно, все ходатайство заведующего школой с представлением общественных приговоров о необходимости построения школы на казенный счет в селе Петропавловском остаются доселе еще не осуществимыми и будет ли что? не известно, но весьма бы это необходимо желательно в интересах православия и просвещения. В 1892 году учителем состоял сын казака Таналыкской станицы Иван Стариков, в 1893/4 учебный год до марта месяца состояла учительницей дочь Орского мещанина Анна Иванова Садевских, за неспособностью преподавания уроков уволена. На место ея поступил сын священника Иван Афанасьев Козлов до 1894/5 учебный год с перемещением на место псаломщика, определен казак города Орска Николай Ксенофонтов Севастьянов, кончивший курс учения в Орском городском 4-х классном училище, который и состоит и по настоящее время. Человек очень подходящий по здешнему месту, честный, трудолюбивый, отвечающий своим задачам, не курящий (что здесь не обходимо), но водку же хотя и пьет, но очень умеренно. За время существования школы было три выпуска, о выполнении программы церковно-приходских школ, на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, 1-й в 1894/5 учебный год – 10 учеников, в 1895/6 год 8 человек, в 1896/7 год 13 учеников, из числа коих 2 ученика не выдержали экзамена, - один по слабости здоровья, а другой – по слабости учения, трое же учеников кончили с похвальными листами. Школа, в общем, слава Богу, идет вперед, что выражается тем, что в 1896 году от 30 сентября за №8 определением Оренбургского Епархиального училищного Совета переименована из школы грамоты в церковно-приходскую школу; еще то весьма отрадное явление, что раньше с крайним недоверием и странным предубеждением смотрели на открытие школы не только раскольники, но даже и присоединившиеся, а прошлый и настоящий год посещали школу и дети раскольников 6 человек, некоторых склонных отцов к присоединению, а некоторые даже из закоренелых раскольников. Школьного здания нет, в постройке школьного здания чувствуется особая неотложная нужда. Школа помещается в наемных квартирах и оплачивается и отопляется с учеников, что и представляет большое неудобство. За обучение учителю тоже оплачивается с учеников по 2 руб. 50 коп. в год с каждого ученика и со всех 50 пуд. хлеба, от Епархиального училищного Совета субсидия в размере 36 руб. в год, больше пособий ни откуда нет.
В селе Петропавловском религиозно-нравственное состояние заслуживает особого внимания, то обстоятельство: что по присоединении к Святой православной церкви твердо убежденные и преданные православной церкви; Храм Божий посещают весьма исправно, особенно к Божественной литургии, к Богослужению внимательны, в Храме Божием стоят благочинно, особенно внимательно слушают проповеди (которые говорятся по обычаю каждую службу не упустительно), прозелитов колеблющихся в православии не замечается отступлений от православия в раскол, слава Богу, не было, сект никаких не появлялось и нет кроме раньше существующего раскола беспоповщины и последний весьма не твердо держится на своей почве или вернее почти совершенно утратил свое первоначальное значение. Многие даже склонны и к присоединению и открыто сознают свое заблуждение, но удерживаемы или стариками отцами или некоторыми другими житейскими обстоятельствами. Прошедший великий пост два семейства в количестве 12 душ присоединились, каждый год во Святой великий пост усердно бывают у исповеди и причастия Св. Таин не упустительно, многие и по два раза бывают в Великий пост на 1-й и 2-й недели, а некоторые говеют и во все посты года.
В селе Петропавловском питейных заведений нет и не было, но из недостатков нравственной жизни наблюдалось, по заведенному давно обычаю по уборке хлеба молодежь, парни и девки, собирались в особые избы на посиделки, там оставались и на всю ночь, от чего нравственное состояние молодежи портилось, и вредные последствия чего отзывались на супружеской жизни, но в 1895 году по предложению местного священника И. Евстратьева совершенно упразднены посиделки составлением общественного приговора. Еще не отрадное явление представляет справление свадеб, где выпивается много пьяного (само-приготовленного) квасу, также порядочно и водки. Квасу выпивается от 5-20 ведер, водки от 1 четверти до 2-х ведер и не смотря на увещания священника оставить при свадьбах эти излишния и для большинства не посильные расходы, а главное у пьяных является не благочестивое настроение души, а скорее склонность к пению бесовских песен и плясок, что строго воспрещено каноническими правилами христианам и что печальнее всего на свадьбах допущаются и дети быть зрителями, где впечатлительное детское сердце и чистый слух, и зрение оскверняются нечистым зрением Богомерзких песен и плясок. Долго временно укоренившийся обычай трудно бывает искореняем.
Главным занятием жителей, дающим средства для жизни, служит земледелие. Почва земли самая черноземная, а почему и не удобряется, почв разделено на три части для посева ярового хлеба (а рожь сеют по вольно, где кому угодно на своих отдаленных полях и на башкирских), которые чередуются, т. е. два года производят посев на одном поле, а другие 4 года поля отдыхают, почему: соки почвы не истощаются. приизбалорастворении воздуха бывают хорошие урожаи. Сеют здесь преимущественно пшеницу и в меньшем размере овес и рожь, ячмень же просо, гречу и полбу вовсе не сеют, причем десятина (100-40) пшеницы дает в урожайные годы средним числом 100 пуд. (раньше было 200 и более пудов), в средние 60-80 пуд., в неурожайные 15-20 пуд., а в 1894 году буквально все пропало, некоторые из крестьян (до 15 семей) засевают десятин до 50, большинство от 10 до 15 дес., бедные 5-8 десятин. Хлеб сбывают главным образом в город Орск в 60 верстах и г. Оренбург в 200 верстах. Садоводством жители не занимаются совершенно, огородничество существует исключительно для домашних потребностей, садят больше картофель, капусту, огурцы, редьку, морковь и свеклу. Скотоводством многие занимаются как промыслом и для домашнего обихода скота у большинства достаточно; пчеловодство очень не развито, занимается не более5-6 крестьян и имеют от 5 до 10 ульев. Один имеет до 50 ульев. В свободной от страдной поры (пашни весенней, сенокоса и жнитва), но некоторые занимаются извозом от г. Орска до г. Оренбурга; заводство тоже не развито – имеется один кожевный завод и то не в широких размерах; две водяные и две ветряные мельницы; 3 кузнецы и одна маслобойня, две бакалейных и две мануфактурных лавочек при домах, существует в селе небольшой базар, съезд преимущественно башкир и русских с ближайших хуторов; жители села Петропавловского народ как заводский многие способны к ремеслу: кузнечному, портняжному, плотничному и даже слесарному и токарному, чеботарством и валкой обуви занимаются странние, на заработки на сторону ни кто из жителей не ходит и всем ремеслам предпочитают земледелие, при сравнительно с соседними хуторами благоустройстве домов и прочего домашнего инвентаря, села Петропавловского бросается в глаза состоятельность в материальном положении сельских обывателей, но за последние 3-4 неурожайные года и дешевизне хлеба, жители намного обедняли и совершенно обезденежили.
Мая 28 дня 1897 года № 44.
Священник Иоанн Евстратьев. Дьякон Иоанн Козлов.
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||