Проект «Село Сара»

Саринский приход Первоверховных апостолов Петра и Павла


строительство церкви во имя перепроверенных апостолов Петра и Павла в с.Петропавловке /ныне село Сара/

От редакции: Мы продолжаем публикации на основе материалов Оренбургского областного архива о крестьянах хутора Петропавловского /ныне село Сара Кувандыкского района/, принявших православие на правах единоверия в 1892 г., см. «ОЕВ» №№ 6-8, 11 2007 г.; № 3, 2008 г.
«СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ ВО ИМЯ
ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА»
В ознаменование праздника святых апостолов Петра и Павла:
«…Воспламенилось в сердцах наших душевное желание, возъимели нетерпимую ревность и животрепещущую необходимость для душевного прибежища построить в нашей деревне Петропавловке церковь».

О радостном для Святой Церкви событии воссоединения с нею значительного числа заблудших чад ея Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским, в марте 1892 года было отправлено донесение Святейшему Правительствующему Синоду: «… с 25 февраля по 4 марта из всех жителей хутора Петропавловского, 726 д. о. п., изъявили полную готовность присоединиться к Св. Православной Церкви, на правах единоверия, 280 человек обоего пола; в числе коих оказались и главные начетчики, имевшие, благодаря своей начитанности, громадное влияние на своих единомышленников, живущих не только в хуторе Петропавловском, но и в самом Оренбурге и в губерниях Пермской и Томской. Присоединение было совершено священником Оренбургской единоверческой церкви Иоанном Крючковым в бывшей раскольнической часовне, обращенной, через освящение, в временный молитвенный дом, так как остающиеся в расколе согласились передать этот дом со всею утварью и книгами во владение новообращенных. Благодаря последнему обстоятельству можно питать несомненную надежду, что и оставшаяся часть жителей хутора Петропавловского, коснеющая еще в расколе, в скором времени также обратится к Св. Православной церкви».
29 февраля 1892 г. новоприсоединившиеся из раскола жители хутора Петропавловского подали на имя Владыки Макария два прошения.
Первым прошением, с представлением двух приговоров – об избрании священника и церковного старосты – жители ходатайствовали: а, рукоположить и определить к ним на должность священника Бугурусланского мещанина Иоанна Евстратьева; б, разрешить обратить в молитвенный дом бывшую раскольническую моленную и посвятить его имени Св. апостолов Петра и Павла; в, определить на должность старосты к молитвенному дому односельца их, крестьянина Владимира Калинина. Из приговора о назначении священника видно, что жители х. Петропавловского обязались назначить будущему причту жалования 125 р. в год, отвели 33 десятины земли, общественную квартиру с отоплением и следующую плату за исправление треб: венчание – 5 р., крещение – 50 к., погребение с выносом из дома и провожанием на кладбище – 3 р., за одно отпевание 1 р. 50 к., за отпевание младенца 1 р. Кроме того, источники дохода для священника – доброхотные даяния за напутствования умирающих, хлебные и денежные сборы при крестных ходах.
Вторым прошением новоприсоединившиеся ходатайствовали – впредь, до назначения к ним особого священника – разрешить им совершение обычных вседневных богослужений, как то: полунощницы, утрени, часов и навечерницы и определить на должности чтеца и уставщика крестьянина Иоанна Фомина. На прошении этом Его Преосвященством была дана следующая резолюция: «Разрешается. Уставщик Иоанн Фомин определяется пока временно псаломщиком».
Одновременно на имя Его Преосвященства было подано покорнейшее прошение Бугурусланского мещанина, бывшего австрийского иерея, недавно обратившегося из раскола к Св. Церкви, Иоанна Евстратьева: «Желая посвятить себя всецело служению Св. Церкви обращением в Ея недра моих прежних заблудших единомышленников старообрядцев, сим имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство Милостивый Архипастырь и Отец принять меня в духовное звание в вверенной Вам Оренбургской Епархии. Нижайший раб, Покорный Слуга Милостивейшего Архипастыря и Отца, Иоанн Евстратьев».
При прошении своем И. Евстратьев приложил удостоверение мещанского старосты г. Бугуруслана от 5 февраля за № 86 в том, что он, Евстратьев, а также равно и остальные члены его семейства, под судом и следствием не были и ныне не состоят, повинности им уплачены сполна по 1-е января 1893 года, и семейное положение его состоит из следующих лиц: сам Иван Евстаратьев 40 лет, жена его Анна 40 лет и сын Константин 7 лет. При этом в удостоверении объяснено, что Евстратьев подал прошение в Мещанское Управление об увольнении его из общества, для рукоположения в сан единоверческого священника, если на то последует соизволение Епископа.
Преподаватель семинарии, Милий Ионович Головкин, благодаря успешной миссионерской деятельности которого стало возможным присоединение старообрядцев, не оставил их своим покровительством и в рапорте от 24 марта просил Владыку: «Исходатайствовать пред Святейшим Синодом денежную субсидию на постройку единоверческого храма на Петропавловском хуторе в виду ожидающего его в будущем великого миссионерского значения, как для оставшихся в упорном пребывании, так и для раскольников других окружающих его хуторов Карагая, Абдуллы, Сарбая, Чукарей /населенные пункты, основанные после отмены крепостного права горнозаводскими рабочими и крестьянами Преображенского медеплавильного завода, Р.А./ и станицы Ильинской, так и в виду недостаточности средств на постройку необходимого в виду такой цели большого храма у наличного сравнительно небольшого числа жителей, обратившихся к Св. Церкви».
25 мая единоверцы деревни Петропавловки составили общественный приговор, в котором просили Епископа Макария благословить начать постройку деревянной единоверческой церкви на суммы частью свои и частью обещанные протоиереем Крючковым, за всеми хлопотами по постройке церкви и распоряжениями денежной суммой единогласно избрали из среды своей благонадежных лиц и добросовестных прихожан, а именно: Ивана Ермолаевича Фомина, Евлампия Семеновича Кофейникова, Семена Григорьевича Басалаева и Владимира Степановича Калинина, которым поручили вести всю постройку церкви и распоряжаться денежными суммами, в которых они должны дать отчет пред кем следует.
28 мая Cинодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков в почтительнейшем рапорте Его Преосвященству Макарию представил этот приговор единоверцев и просил «разрешить постройку церкви, так как настоит в этом великая нужда, тем более, что присоединившихся с прежними около 300 душ». Резолюция его Преосвященства: «Объявить жителям Петропавловского хутора новоприсоединившимся к Св. Церкви, что они немедленно должны представить план предполагаемой церкви и тогда им дастся разрешение на постройку оной. Означенные в приговоре избранные лица утверждаются попечителями при постройке церкви».
28 июля Оренбургский Епархиальный Архитектор, Гражданский Инженер Маркелов, дал подписку в том, что принял на себя наблюдение за постройкой деревянной церкви в хуторе Петропавловском во всем согласно составленного им проекта.
В августе попечители х. Петропавловского доставили в Консисторию план на постройку церкви и подали на имя Владыки очередное прошение через Оренбургского Единоверческого Священника О. Иоанна Крючкова: «Имея в виду, как мы уполномоченные, так равно и наши доверители, раньше не принадлежали к церкви Христовой и не имели священства, с присоединением же к Св. Церкви и по милостивому благоволению Вашего Преосвященства с водворением у нас священника в настоящее время воспламенилось в сердцах наших душевное желание, возъимели не терпимую ревность и животрепещущую необходимость для душевного прибежища построить в нашей деревне Петропавловке церковь на правах единоверия. При сем прилагаем чертеж, по которому и просим, Ваше Преосвященство не оставить Своим Архипастырским покровительством соблаговолите разрешить таковую. На что осмеливаемся ожидать от Вашего Преосвященства Милостивейшей резолюции».
Из Консистории при отношении от 28 августа за № 8627 в Строительное Отделение Оренбургского Губернского Правления на рассмотрение в техническом отношении был препровожден план на постройку церкви, который был рассмотрен и утвержден по протоколу на 16 сентября за № 225 за подписью и. д. Губернского Инженера Маркелова.
Таким образом, Епархиальное Начальство в октябре 1892 года разрешило жителям хутора Петропавловского построить деревянную церковь по утвержденному Строительным Отделением плану, для чего и препроводило им таковой чрез местного благочинного с тем, чтобы постройка производилась под наблюдением архитектора.

Параллельно решался и вопрос материального обеспечения строительства церкви. 11 сентября в почтительнейшем рапорте Владыке Священник градо-Оренбургской Знаменско-Богородицкой единоверческой церкви Иоанн Крючков доложил: «Господином Синодальным Обер-Прокурором Константином Петровичем Победоносцевым по ходатайству протоиерея Ксенофонта Крючкова отпущено на постройку единоверческой церкви в Петропавловском хуторе Орского уезда Оренбургской губернии три тысячи рублей, каковые деньги О. Протоиерей переслал мне. По словесному приказанию Вашего Преосвященства деньги эти я выдал уполномоченному попечителей по постройке церкви в названном хуторе крестьянину Евлампию Кофейникову под его собственноручную расписку, каковую с донесением о вышеизложенном и представляю Вашему Преосвященству». Резолюция: «Прилагаемую расписку хранить при делах; в израсходовании же выданной суммы своевременно потребовать отчет».
Из Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде от 18 сентября 1892 г. за № 14254 Преосвященнейшему Макарию поступило следующее:
«…Душеприкащик по духовному завещанию Профессора Московской духовной Академии В. Д. Кудрявцева, Профессор той Академии Н. И. Субботин представил в распоряжение Святейшего Синода завещанный покойным Кудрявцевым капитал на построение беднейших церквей, вместе с тем заявил Г. Обер-Прокурору Св. Синода о поступившей к нему просьбе прихожан д. Петропавловской, Оренбургской епархии, об оказании пособия из означенного капитала на предположенную постройку в их деревне церкви, для присоединившихся к православию 280 душ старообрядцев.
В виду сего имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, не оставить меня уведомлением, действительно ли жители дер. Петропавловской нуждаются в средствах на постройку церкви и в какой приблизительно сумме Вы полагали бы необходимым оказать им пособие из капитала Кудрявцева, имея при этом в виду, что кроме просьбы прихожан деревни Петропавловской поступило много просьб и из других мест о таковом же пособии.
Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства, Милостивого Государя и Архипастыря, покорнейшим слугою Владимир Саблер».
Резолюция Владыки: «Поручить Благочинному Крючкову осведомиться, насколько жители Петропавловского хутора нуждаются в деньгах при постройке у них храма после высланной уже им субсидии в три тысячи рублей».
Ответ Епископа Макария за № 4986 в мае 1893 года Его Превосходительству, Г. Товарищу Обер-Прокурора Св. Синода Тайному Советнику Владимиру Карловичу Саблеру:
«Ваше Превосходительство, Милостивый Государь
…честь имею сообщить, что по тщательно собранным сведениям /в рапорте Благочинного И. Крючкова от 1 марта 1893 г., Р.А./ оказалось следующее.
Жители Петропавловского хутора в прошлое урожайное лето засевали 11 десятин пшеницы и собрали от частных жертвователей сжатый хлеб. Количество зерна пока с точностью определить трудно, но приблизительно будет около 2000 пудов, на сумму около 1200 рублей. Затем, некоторые работы по постройке церкви прихожане могут исполнить сами, как например доставку песку, бутового камня, леса, копание рвов и др. Таким образом с прежде полученными от Святейшего Синода 3000 руб. у жителей Петропавловского хутора имеется капитал в 5000 руб. Постройка же церкви по составленному епархиальным архитектором плану, обойдется немногим более показанной цифры. Этот недостаток свободно может покрыться местными средствами, тем более, что жителям Петропавловского хутора выдана сборная книга.
В пособии на постройку церкви более нуждаются жители хутора Ивановского /ныне с. Чукари-Ивановка Кувандыкского района, Р.А./, так как в нем обратилось в православие только 280 душ, т. е. менее, чем в хуторе Петропавловском и в пособии на постройку церкви отпущено только 1000 руб., на 2000 менее, чем жителям хутора Петропавловского. Жители Ивановского хутора гораздо беднее сравнительно с последними и у них церковного хлеба не имеется.
В виду изложенного, честь имею ходатайствовать, не найдете ли Вы возможным испросить пособие жителям хутора Ивановского на постройку церкви в добавление к полученному ими ранее пособию в 1000 рублей, чтобы ускорить постройку церкви и не охладить еще нетвердых в вере новообращенных раскольников.
Призывая на Вас благословение Божие, с истинной и совершенной преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства Милостивого Государя…»
Вот так постепенно трудом многих достойных людей от церковных иерархов до приходских священнослужителей, богатых жертвователей и простых крестьян, недавних крепостных Преображенского медеплавильного завода, создавались условия для строительства Петропавловской церкви.
О строительстве повествует священник И. Евстратьев: «В 1893 году начата постройка новой церкви… Лес доставляем был (сосновый) из дач Преображенского завода в 110 верстах, половина расстояния пути наймом, а половину доставили сами жители. На средства 3000 руб., пожертвовано от Святейшего Синода, из капитала Г-жи Медынцевой, чрез протоиерея О. Ксенофонта Крючкова, пожертвовано Г-ном А.М. Логашкиным 100 руб., им же пожертвованы Богослужебные книги весь Церковный круг Синодальн. Изд., О. Архимандритом Павлом пожертвовано 175 руб., О. Иоанном Кронштадским 100 руб., всего 3375 руб. Стоимость храма 8000 руб., последние же 4625 руб. было собрано от жителей села Петропавловского исключительно добровольными пожертвованиями сбором и посевом хлеба и деньгами, пред всяким сбором, приходским священником всегда предварительно делаемы были воззвания с разъяснениями о пользе и назначении Храма Божия и прихожане, как послушные чада всегда откликались на зов своего пастыря и по силе возможности жертвовали…».
К лету 1896 года работы были закончены. Конечно же, нашим крестьянам хотелось освятить новую церковь к празднику святых апостолов Петра и Павла, о чем свидетельствуют следующие документы.
«Акт. 1896 года июня 12-го дня я, нижеподписавшийся Оренбургский Епархиальный Архитектор Савинич, совместно с О. Благочинным Священником Иоанном Андреевичем Успенским и священником хутора Петропавловского Орского уезда XXXII округа О. Иоанном Евстратиевичем Евстратиевым осматривал вновь построенную деревянную церковь на том же Петропавловском хуторе. По осмотру оказалось, что сказанная церковь построена согласно утвержденного плана прочно и правильно из материалов хорошего качества, почему препятствий к освящению ея с технической стороны не имеется… При сем присутствовали понятые крестьяне хутора Петропавловского Венедикт Фомин, Степан Калинин, Павел Мокин, Дмитрий Кофейников, Михаил Воронов».
«Акт. 1896 года июня 17 дня я, нижеподписавшийся Благочинный 32 округа Оренбургской епархии священник села Крыма Иоанн Успенский в присутствии священника села Петропавловского Иоанна Евстратьева и диакона Иоанна Козлова, сельского старосты Сергия Титова и понятых: Венедикта Фомина, Василия Кофейникова и Кирилла Кофейникова осматривал вновь построенную деревянную церковь в селе Петропавловском, Орского уезда, Ново-Покровской волости и по осмотре оказалось следующее: церковь Епархиальным Архитектором г. Савинич осмотрена и найдена им построенною правильно и достаточно прочно в чем и постановлен им надлежащий акт, двери при церкви имеются прочные с крепкими запорами, решетки в окнах имеются железные, сосуды для совершения Божественной Литургии имеются серебряные, книги Богослужебные как единоверческой печати, так даже и Синодального издания имеются в достаточном количестве, ризница хотя небогатая, но достаточная и вообще к освящению церкви никаких препятствий не имеется, в чем и постановлен мною настоящий акт за подписом вышеназванных лиц, при сем присутствовавших».
По всей вероятности Петропавловским единоверцам не хватило совсем немного времени на согласование необходимых документов. В праздник Апостолов Петра и Павла, 29 июня, они составили следующее прошение: «Мы, нижеподписавшиеся Оренбургской губернии, Орского уезда, Ново-покровской волости, Самохинского Сельского общества, жители крестьяне деревни Петропавловки, от 98 домохозяев, имеющих право голоса на сельском сходе, где явилось на сход 47 человек единственно православных в присутствии своего сельского старосты Титова постановили настоящий приговор в том, что в настоящее время в нашей деревне Петропавловке окончена постройка Св. Храма во имя Св. Апостолов Петра и Павла, вследствие чего мы все с общего нас православных согласия желаем таковую освятить к 28 числу июля месяца сего года, а потому и просим наше Епархиальное Начальство разрешить к означенному числу освящение нашей вновь выстроенной церкви, в том и подписуемся грамотные православные своеручно, а неграмотные по доверию…»
Кроме того, была выдана доверенность крестьянину Кофейникову: «Милостивый Государь Евлампий Семенович. По сей нашей доверенности Просим Вас оходатайствовать разрешение освятить в нашей деревне Петропавловке вновь построенной Св. Петропавловской церкви, при сей доверенности вручаем вам наш общественный приговор и что будет вами учинено законно доверяем спорить и прекословить не будем…». Оба документа заверены подписью Самохинского Сельского Старосты Титова с приложением казенной печати и в Новопокровском Волостном Правлении.
28 июля по благословению Преосвященнейшего Гавриила Старицкого, управляющего Оренбургской Епархиею за отсутствием Преосвященнейшего Николая Епископа Оренбургского и Уральского, Его Высокоблагословением Благочинным 32 Округа священником Иоанном Андреевичем О. Успенским при местном священнике Иоанне Евстратьеве церковь была освящена во имя Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Петропавловском

Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Петропавловском
Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Петропавловском

А в следующем 1897 году на основании «Программы историко-статистического описания церквей и приходов Оренбургской епархии» священником села Петропавловского И. Евстратьевым было составлено историко-статистическое описание прихода:
«…Во время открытия прихода (в 1892 году мая 25 дня) новоприсоединенных единоверцев (раньше того не было ни одной души православных) было 300 душ обоего пола, а раскольников 629 душ, в настоящее время православных единоверцев 634 души.
Церковь расположена на западной стороне от селения. Жилых построек от Храма на расстоянии 40 саж. менее нет, дом священника отстоит в 35 саженях. Ограды вокруг церкви еще нет. Снаружи церковь окрашена масляной краской в белый цвет. Церковь зимой отапливается поставленными только на зиму чугунными печами; при церкви сторожка, помещается под колокольней от входа с левого боку.
Звон колокола самый большой 21 пуд 30 фун. весу; 2-й колокол – 5 пуд. и в 4-х колоколах 5 пуд. 24 фун., всего 32 пуд. 14 фун. Колокола приобретены прихожанами на собственные средства.
Церковь деревянная, длина всего храма 42 арш., ширина главной части 15 арш., трапезной 13 арш. Храм в настоящее время далеко еще не благоустроен, требует еще многого. Внутри еще не крашено, кроме Св. Алтаря, в нем окрашены стены под синий мрамор, потолок под небесный цвет с звездами. Иконостас сделан простой плотничной работы, только окрашен в голубую краску без всякой резьбы и позолоты. Иконы поставлены временно, перенесены из старого молитвенного дома и даже из частных домов. Местные и верхние иконы не соразмерны, рамы намного малы, пустота завешена материем, что и обезображивает иконостас, главное украшение Храма Божия. Материе хотя и подходящее под цвет краски, но все-таки не то, что должно быть. Утварь в церкви очень скудная.
Доходы церковные не большие по малочисленности прихожан, а посему как постройке церкви и дали для священника (который стоимостью тоже около 1500 руб.) сопряжено с большими трудами и усилиями, а почему и причт обеспечен весьма скудно, только благодаря казенному жалованью, которое назначено в 1895 году в сентябре месяце в размере 400 руб. на причт, нужда причта несколько облегчилась. Штат причта состоит из священника и псаломщика, последний рукоположен по ходатайству местного священники И. Евстратьева в сан диакона в 1894 году 8 ноября. Причтом принято за правило не определять вознаграждение ни за какие требоисправления, ибо это может повлиять на прозелитов, а довольствоваться тем, кто что пожертвует, хотя ими самими же и было постановлено даже приговором: за браки 5 руб., за крещение младенца 50 коп., за отпевание младенца 1 руб., взрослого без выноса 3 руб., с выносом 5 руб., за соборование 5 руб., за обедню 5 руб., жалование священнику без псаломщика 125 руб., но все это осталось только на бумаге, за венчание правда новых браков, т. е. ново-брачных дают по 5 руб. и то не все, а присоединяющиеся в браке, состоявшие уже в расколе и желающие повенчаться (довершить брак) очень не многие дают по 1 руб. и по 50 коп. и 25 коп., большинство же, так безмедно; жалование обществом заплатили только за один год 1892-й и за половину 1893-го года и уже не платят. Еще доходною статьею является сбор хлеба на праздники: Рождество Христово и Богоявление Господне в великий пост, в храмовый праздник очень мало, а на Святую Пасху и вовсе не дают нисколько, и новинку (новый хлеб), которого в течение года собирается до 200 пудов, бывает сбор 2 раза в год шерстью, от одного до 2-х пудов. /Такое неисполнение своих обязательств по материальному обеспечению причта можно объяснить не скупостью прихожан, а неблагоприятными обстоятельствами, Р.А./ …За последние 3-4 неурожайные года и дешевизне хлеба, жители намного обедняли и совершенно обезденежили.
Дом священника построен в 1894 году в октябре месяце. Для диакона дому нет, помещается на квартире. С 1892 года и до 1894 года священник помещался на частных квартирах, каковых по не зависимо от священника условиям переменил три; дом построен довольно приличный из шести комнат с кухнею, две комнаты порядочные просторные, а последние 4 очень небольшие, дом построен обществом. Надворные строения посредственные и даже порядочно удовлетворительные».
В этой статье приведены подробные сведения о строительстве, в общем-то, обычной сельской церкви в отдаленной от центра Оренбургской губернии. И все-таки это не совсем обычный Храм Божий. Это единоверческий храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, судьба которого была предопределена «в виду ожидающего его в будущем великого миссионерского значения» для борьбы с расколом и присоединения старообрядцев. В строительстве Храма согласно приведенным архивным документам принимали так или иначе участие: святой и праведный Иоанн Кронштадский; Синодальный Обер-Прокурор Константин Петрович Победоносцев; Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода, Тайный Советник Владимир Карлович Саблер; Профессор Московской духовной Академии, душеприказчик по духовному завещанию покойного Профессора В. Д. Кудрявцева, Н. И. Субботин; Cинодальный миссионер, протоиерей Ксенофонт Крючков; Архимандрит Павел; Епископы Оренбургские и Уральские Макарий и Николай; Управляющий Оренбургской Епархиею, Епископ Старицкий, Гавриил; Члены Духовной Консистории: Протоиереи Андрей Неверов, Петр Райский, Михаил Руднянский; Секретарь Консистории Александровский; Благочинный градо-Орских церквей протоиерей Михаил Аврамов; священник градо-Оренбургской Знаменско-Богородицкой единоверческой церкви, Благочинный единоверческих церквей Иоанн Крючков; Благочинный 32-го округа священник села Крым Иоанн Успенский; епархиальный миссионер, преподаватель семинарии М.И. Головкин; Г-жа Медынцева, Г-н А.М. Логашкин; Оренбургские Епархиальные Архитекторы Маркелов и А. Савинич; священнослужители Петропавловского хутора Иоанн Евстратьев и Иоанн Козлов, доверенные по строительству церкви и присоединившиеся из раскола к Св. Церкви жители Петропавловского хутора.
Необходимо учесть, что хутор Петропавловский расположен в 210 верстах от г. Оренбурга. Поэтому столько сил было затрачено крестьянами на согласование необходимых документов, сколько ответственных людей было вовлечено в этот процесс и сколько физического труда и материальных средств было вложено в это строительство. Но в трудах праведных была и великая радость: совместными усилиями был воздвигнут Храм Божий. Его строили на века, и он должен был иметь «в будущем великое миссионерское значение».
К глубочайшему прискорбию, Храм постигла трагическая участь большинства культовых сооружений, как их стали называть в годы безбожной власти. Петропавловский храм был сначала превращен в склад зерна в 1930 году, а в конце 50-х годов его разобрали на бревна. Вот так труд многих достойных людей от церковных иерархов до приходских священнослужителей и простых крестьян, богатых и бедных, вдовиц и сирот, был так бездумно уничтожен. Пренебрежение своей историей привело к появлению одичавшего народа, способного на такое святотатство.
Однако теплая память о Храме еще живет в сердцах наших саринских бабушек, крещенных в нем. И Господь по Великой Своей милости дает нам возможность осознания содеянного и покаяния, чтобы «воспламенилось в сердцах наших душевное желание и возъимели мы нетерпимую ревность и животрепещущую необходимость» восстановить разрушенную церковь.

Р. Антипина, прихожанка Никольского кафедрального собора

Строительство храма

 скачать

В поисках истины В ознаменование праздника святых апостолов Петра и Павла и к 140-летию села Петропавловского Орского уезда (ныне село Сара Кувандыкского района)

 скачать

Дело о присоединении к православию раскольников хутора Петропавловского Орского уезда 10 декабря 1891 г. – 29 апреля 1892 г.

 скачать

Дело о чуде явленном Св. Чудотворной иконой Табынской Божией Матери при следовании чрез хутор Петропавловский Покровской волости исцелением руки крестьянина Федора Фомина

 скачать

Список жителей деревни Петропавловской Покровской волости Орского уезда 1891-1893,

 скачать

Метрические книги с.Петропавловское

 скачать

В Орскую районную комиссию по изъятию церковных ценностей настоятеля Петропавловской единоверческой церкви села Петропавловского Орскаго уезда священника Иоанна Шастова

 скачать

Священно– и церковнослужители Петропавловского прихода

 скачать

Священнослужители и прихожане в борьбе за святыни

 скачать

Проторирей Иоан Шастов

 скачать

И стали Саринцы молиться

Людмила Янина
И стали саринцы молиться

Есть в народе пословицы: «Как тревога, так — до Бога!», «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»... Вот и жители села Сара вспомнили про «Царя небесного, Заступника милостивого, Утешителя души», воспылали желанием помолиться, во грехах покаяться, деток своих от злых сил защитить, когда пришла в село безнадега: сельское хозяйство развалилось, работы у кормильцев-мужчин не стало. А от безделья многие оказались в греховном плену пьянства.
Потеряв надежду, не видя перспектив в развитии села, даже коренные саринцы стали покидать свою малую родину. За полтора года семей 20 выехали, а родилось здесь за это же время только три младенца. Умерло сельчан в несколько раз больше.
— Забыли мы о Боге, потому и Он от нас отвернулся, — сказала как-то в кругу сельчанок бывший сельский экономист Валентина Денисовна Вака, приехавшая в село семь лет назад: — Иисуса Христа на помощь надо призывать. Храм строить или хотя бы молитвенный дом создать.
Добрую мысль «приезжей» поддержали. Женщина с гуцульской фамилией — Вака отправилась 9 июня 2005 года в районный центр — город Кувандык с тем, чтобы просить у благочинного протоиерея Симеона Антипова — настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы — благословения на открытие молитвенного дома. Дом под святыню саринских прихожан присмотрели. В нем жила когда-то благочестивая семья Шевченко — ди¬ректора детского интерната, а после смерти супругов-учителей Виктора Ан¬дреевича и Зои Петровны, в этом доме квартировали учителя. Вот и решили православные верующие арендовать пустующее помещение.
Возвращалась Валентина Денисовна от благочинного в восторженном состоянии души, даже стихи писала, сидя в автобусе. Вытащила ручку, те-традочку и давай записывать! Строки будто кто-то в уши нашептывал: 
Гонит ветер волны по полюшку пшеничному, Волнуясь, серебрятся колоски...
Давно я к сельской жизни совсем небезразличная. Но нынче — в сердце радость, нет тоски.
Как расцвела земля под Вознесение!
Ликует мое сердце и поет!
Я подниму саринцам настроение:
Благая весть со мною к ним идет!
Я верю: перетерпим мы невзгоды И скорби, беды в прошлое уйдут.
Даруй, Господь, нам радости на годы.
Пусть ангелы в селенье запоют.
Людмила Янина И стали саринцы молиться
Вака рассказывали: «26 июля благочинный Кувандыкского благочиния протоиерей Симеон Антипов освятил помещение, а 31 июля состоялось первое богослужение, которое провел протоиерей Сергий Кваша».
В день празднования святого пророка Ильи было крещение первого младенца — Ирины. Многие православные сельчане исповедовались и приняли Святое Причастие в церкви и на дому. Уже освящено несколько помещений и служебных домов. Продолжают поступать просьбы на исполнение этих церковных треб. Жаждет человеческая душа услышать слово Божье, к святости потянулась.
Радостно и другое — интерес детей к Церкви. Им все здесь интересно: и горящая лампада, и напольный подсвечник, и иконы, и Крест с изображением Распятия. Разговоры с детьми о великой любви Творца к людям не проходят для них бесследно — Божья искорка появляется и в их сердечках. Они заявляют о своем желании помогать церкви в делах, проявляют интерес к истории православия.
Недавно в Саре создан класс по изучению основ православной культуры. И на встречу с детьми приезжают проректор и преподаватели медногорской воскресной школы.
Вот уже пятый месяц, еженедельно, а иногда и дважды в неделю, священнослужители, послушники, певчие церковного хора появляются в молитвенном доме, что стоит рядом с большим сеновалом и сельскими сараями... Но несмотря на невеселый деревенский антураж, у медногорских гостей окрыленность святой идеей — помочь возродиться на селе вере православной!
И уже у многих сельчан появилась надежда, что помогут им и настоящий храм построить, где-нибудь на пригорке, среди берез, вдали от сараев. Святыня и облик должна иметь соответственный! А ради этого многие саринцы готовы пойти с протянутой рукой, веря в то, что «рука дающего не оскудеет». Обращаются они и к читающим эти строки:
«Церковно-приходской совет и все верующие жители села Сара просят всех православных христиан помолиться за начало богоугодного дела. И, по возможности, оказать материальную помощь. Наш адрес: Кувандыкский район, поселок Сара, ул. Крымская, д. 39. Приход Первоверховных апостолов Петра и Павла».
А если вам, уважаемые читатели, захочется побывать в сельской церквушке и оказать помощь лично, знайте: вас ожидают приятные и трогательные минуты гостеприимства, хлебосольства. А маленькая трапезная приоткроет вам секреты скромных, но вкусных и сытных блюд даже во время поста...

Они стояли у истоков возрождения прихода Петра и Павла в Саре

Вака Валентина Денисовна
Вака Валентина Денисовна
Нехорошева Галина Васильевна
Нехорошева Галина Васильевна
Воронова Нина Сергеевна
Воронова Нина Сергеевна

Приход Святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Сара: 2005-2018 годы

Начало приходской жизни. НехорошеваГ.В.
Наш приход организован в 2005 году. Ранее в селе Сара была церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, и село называлось Петропавловское. Но, как и везде по стране в 30-е годы прошлого века, священники были сосланы в ссылку. Церковь была закрыта, сначала в ней был устроен клуб, затем склад, а потом и вовсе ее разобрали по бревнышку.
Но вера в Бога в людях жила, несмотря на все гонения безбожной власти. Старушки молились по домам, собирались в праздники, провожали умерших с молитвой, а потом и сами одна за другой уходили в мир иной. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает»,— исполнились слова святого апостола Павла (Гал. 6:7), небесного покровителя и защитника нашего прихода. Миновали годы государственного богоборчества. Появилась возможность открыто исповедовать веру Христову. Жители села давно знали, что без Божьего слова как-то пусто, но с чего начать, не знали.
И вот нашелся такой человек, который смог организовать людей. Это Валентина Денисовна Вака — приехавшая из города в село на жительство. Нехорошева Галина Васильевна, активная, энергичная, староста прихода, она сумела уговорить людей на сход. Приглашен был протоиерей прихода Симеон Антипов — благочинный Кувандыкского и Медногорского округов. Он рассказал людям, что и как нужно сделать для открытия прихода в селе, и благословил нас. На сходе присутствовало человек 30—40, мужчин и женщин, многие просто из любопытства. Был избран актив из 15 человек. Оставалось найти помещение, где люди могли бы собираться на молитву, а дальше мы надеялись на Божью помощь.
В то время в Саре было много пустующих домов, люди уезжали в город в поисках работы. Помещение мы скоро нашли, арендовали квартиру, побелили, помыли, принесли из дома по иконке, поставили стол. Неравнодушные сельчане несли кто стул, кто посуду, кто шторы.
В июле 2005 года батюшка Симеон освятил наш домик, и мы стали молиться. Наш приход вошел в состав Медногорского благочиннического округа.
Первую службу у нас проводил протоиерей Сергий Кваша 2 августа 2005 года. Народа было немного. Молодые родители Дмитрий и Галина Леонтьевы принесли крестить своего ребенка. В основном на службы первое время ходили пожилые, многие приглядывались и выжидали, что будет дальше.
А дальше мы стали собираться каждое воскресенье и в праздники, читали утренние молитвы, каноны, акафисты, учились петь. Нам повезло, среди наших прихожан была музыкальный работник — Леонтьева Галина Александровна. Она с благословения священника дважды побывала на клиросе с певчими в храме святителя Николая Чудотворца (поселка Заречный города Медногорска), а потом стала и нас учить церковному пению. Священник приезжал к нам два раза в месяц, и люди постепенно потянулись, стали приходить креститься взрослые и дети, стали приглашать батюшку освятить дом, причастить больных, отпеть усопших.
В первые же месяцы нам пожертвовали и кувандыкская, и медногорская церкви иконы, книги, свечи, лампадки и другую утварь, так как денег у нас еще не было. Прихожане, конечно, жертвовали, но этого было очень мало. Вопрос встал о выкупе квартиры, а на это надо было собрать 30 тыс. руб. (по тому времени это было немало). Мы написали прошение нашему арендатору земли А. В. Герасименко, и он выделил 10000 руб. Медногорский храм нам пожертвовал 3000 руб. Несколько раз мы ходили с кружкой по селу.
Люди — кто давал с охотой, а кто и посылал. Наши батюшки протоиерей Сергий Кваша, иеромонах Антоний (Ткачев) и иерей Алексий Обухов нам помогали. Деньги за требы (крещение, отпевание) они жертвовали нам на выкуп дома. Так с Божией помощью мы насобирали 30 тыс. руб., а потом занялись оформлением купли-продажи дома. 26 марта 2009 года дом был оформлен, были поставлены счетчики на газ и электроэнергию. С Божией помощью приход живет неплохо.
Первое время к нам приезжал два раза в месяц протоиерей Сергий Кваша.
Вместе с ним приезжали певчие Митькина Ирина, Сонина Татьяна, которые учили нас петь. В 2006 году на престольный праздник у нас отслужили первую литургию. Певчие были из медногорского храма — целый хор под руководством регента Татьяны Георгиевны Майоровой. Для наших прихожан это было просто чудо. Впоследствии они приезжали еще несколько раз. 
Благодаря протоиерею Сергию у нас в 2007 году появился иконостас. Иконы были написаны медногорским художником Федором Михайловичем Ивановым, 1940 г.р. Первое время у нас было мало икон, да и те были вырезаны из календарей и наклеены на картон. Постепенно стали появляться настоящие иконы, которые дарили прихожане Сары и Медногорска. Бабушка Вера (Вера Петровна Чукланова, 1931 г.р.) подарила нам две книги «Акафисты Пресвятой Богородице». Прихожане медногорской церкви Юрий и Татьяна Симоновы пожертвовали богатые рамки для иконостаса нашего прихода. Так постепенно украшался наш приход, благодаря благодетелям и жертвователям. Низкий поклон и огромное всем спасибо!
В первый год с благословения прот. Сергия была организована воскресная школа. 20 деток (от 10 до 15 лет) с удовольствием слушали преподавателя Елену Сергеевну Котлякову, которая приезжала к нам вместе с батюшкой из Медногорска. Но потом из-за проблем с транспортом это доброе дело прекратилось. Очень жаль! Также к нам приезжал и приезжает служить иеромонах Антоний (Тка¬чев) из Кувандыка. Прихожане его очень любят. С 2007 года по апрель 2011 года нас окормлял иерей Алексий Обухов, которого прихожане очень полюбили за доброту и чуткость.
Каждое лето он организовывал паломнические поездки по святым местам. С ним мы побывали в Дивеево и Табыни, в монастырях и храмах.

Священники и священнослужители проводившие службы в приходе первоверховных апостолов Петра и Павла в с.Сара

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский
протоиерей Симеон Антипов — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы
протоиерей Симеон Антипов — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы
протоиерей Сергий Кваша
протоиерей Сергий Кваша
иерей Алексий Обухов
иерей Алексий Обухов
иеромонах Антоний (Ткачев)
иеромонах Антоний (Ткачев)
Батюшка Александр проводит службы в настоящее время
Батюшка Александр проводит службы в настоящее время
иерей Андрей Пелипенко
иерей Андрей Пелипенко

Приезд Владыки Иринея в Сару 19.06.2013

Служба Владыки Иринея в приходе апостолов Петра и Павла 21.01.2014г

Служба иеромонаха Антония(Ткачева) крестный ход к поклонному кресту 22.07.2014г

10 лет приходу апостолов Петра и Павла в с. Сара 12.07.2015г.


Вы здесь:
Саринский приход Первоверховных апостолов Петра и Павла
 2018 - 2019 Администрация проекта «Село Сара» Руководитель Вячеслав Сечнев
Сайт селосара.рф является официальным сайтом Администрации проекта «Село Сара»
Электронная почта ss_sechnew@list.ru является официальной электронной почтой Администрации проекта «Село Сара»
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 21 октября 2019 года, понедельник
Яндекс.Метрика Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз