Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости», № 11 2007 г.
Заботы сельского пастыря
В основах социальной концепции Русской православной церкви говорится: «Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода». О значительном вкладе священнослужителей в организацию школьного дела в дореволюционной России свидетельствует дело Оренбургской Духовной Консистории № 5262, хранящееся в областном архиве.
По указу Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Оренбургская Духовная Консистория, согласно журнальному определению VI Общеепархиального Съезда духовенства от 23 мая 1896 г., напечатанному в №№ 13-14 Епархиальных ведомостей за 1896 г. и резолюции Его Преосвященства от 24 мая за № 2994, последовавшей на оном, препроводило О.О. Благочинным епархии «Программу историко-статистического описания церквей и приходов Оренбургской епархии». В эту программу под пунктом № 5 входило – состояние школьного дела. На основании этой программы священником села Петропавловского /ныне село Сара Кувандыкского района/ И. Евстратьевым было составлено историко-статистическое описание прихода, в том числе и школы.
Иоанн Евстратьевич Евстратьев, 1852 года рождения, – первый священник села Петропавловского, был назначен с миссионерскою целью для борьбы с расколом в той местности, заведовал миссионерским станом. Сын крестьянина, уроженец Самарской губернии, Бугурусланского уезда, Завьяловской волости, деревни Нижней Заглядиной, бугурусланский мещанин, недавно обратившийся из раскола к Св. Церкви, бывший австрийский лжеиерей, которого по просьбе жителей села Петропавловского определили к ним на должность священника. У батюшки была жена Анна Никифоровна, 1852 г.р., и сын Константин, 1885 г.р. Судьба священника И. Евстратьева и членов его семьи неизвестна, так как он был переведен из села Петропавловского на другое место служения в октябре 1897 года.
Батюшка наш не получил никакого образования, был самоучка. Чтобы сохранить дух того времени, непередаваемый современным языком образ мыслей пастыря, текст документа приводится без изменения (только проставлены знаки препинания):
«В 1892 году по ходатайству священника Евстратьева открыта школа грамоты с целью воспитать детей на твердых началах в духе православия, но к немалому удивлению пришлось встретить не благосклонное сочувствие, а явное сопротивление в открытии школы. Как пришлось убедиться воочию, что на школу смотрят с таким предубеждением, в ней они видели (по их взгляду) мало того, что подрыв хозяйству и земледелию, по выражению их (выучи его, он и не работник), по мнению их, в школе обучают антихристианскому и Богомерзкому учению, что отчасти и было в прежних учебниках, родное слово Ушинского, Бар. Корфа /неразб./ и др. смешанно часть церковности и противное тому, за прошлое время, почти совершенно упразднение из сельских школ часослова, псалтиря и Св. Евангелия и очень слабое преподавание Закона Божия, что и привело к печальной мысли простой, но дорожащий святым, народ. После таких убеждений и взглядов на школу, что предстояло пастырю своего стада добиться того?, чтобы открыть школу на средства жителей, (вполне понять может тот, кто сам лично делает), когда он свою копейку, которая пошла на школу, считает чуть ли как не принесена в жертву дьяволу, а посему: весьма и весьма было бы желательно в местах, зараженных расколом, открывать школы на казенный счет, не требуя от жителей ничего, кроме детей в школу для обучения и учить преимущественно церковности.
Благодарение Господу Богу наша школа существует, не смотря ни на какие трудности и препятствия. С первого года открытия даже трудно было достать учебников (даже и за деньги), потом по ходатайству заведующего священника Евстратьева из Орского Отделения Оренбургского Епархиального училищного Совета выдавали книги за полную плату, затем за половинную, а в 1897 году некоторые книги выданы были и бесплатно. Все ходатайства заведующего школой, с представлением общественных приговоров о необходимости построения школы на казенный счет в селе Петропавловке остаются доселе еще не осуществимыми и будет ли что? не известно, но весьма бы это необходимо желательно в интересах православия и просвещения.
В 1892 году учителем состоял сын казака Таналыкской станицы Иван Стариков, в 1893/4 учебный год до марта месяца состояла учительницей дочь Орского мещанина Анна Иванова Садевских, за неспособностью преподавания уроков уволена. На место ея поступил сын священника Иван Афанасьев Козлов до 1894/5 учебный год с перемещением на место псаломщика, определен казак Города Орска Николай Ксенофонтов Севастьянов, кончивший курс учения в Орском городском 4-х классном училище, который и состоит и по настоящее время. Человек очень подходящий по здешнему месту, честный, трудолюбивый, отвечающий своим задачам, не курящий (что здесь не обходимо), но водку же хотя и пьет, но очень умеренно.
За время существования школы было три выпуска, о выполнении программы церковно-приходских школ, на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, 1-й в 1894/5 учебный год – 10 учеников, в 1895/6 год 8 человек, в 1896/7 год 13 учеников, из числа коих 2 ученика не выдержали экзамена, - один по слабости здоровья, а другой – по слабости учения, трое же учеников кончили с похвальными листами. Школа, в общем, слава Богу, идет вперед, что выражается тем, что в 1896 году от 30 сентября за № 8 определением Оренбургского Епархиального училищного Совета переименована из школы грамоты в церковно-приходскую школу; еще то весьма отрадное явление, что раньше с крайним недоверием и странным предубеждением смотрели на открытие школы не только раскольники, но даже и присоединившиеся, а прошлый и настоящий год посещали школу и дети раскольников 6 человек, некоторых склонных отцов к присоединению, а некоторые даже из закоренелых раскольников. Школьного здания нет, в постройке школьного здания чувствуется особая неотложная нужда. Школа помещается в наемных квартирах и оплачивается и отопляется с учеников, что и представляет большое неудобство. За обучение учителю тоже оплачивается с учеников по 2 руб. 50 коп. в год с каждого ученика и со всех 50 пуд. хлеба, от Епархиального училищного Совета субсидия в размере 36 руб. в год, больше пособий ни откуда нет».
Школьное здание в селе Петропавловском было все-таки построено. Добротная деревянная постройка, сохранившаяся до наших дней, отдана в настоящее время под жилье, также как и дом священника.
Судьба диакона Ивана Афанасьевича Козлова, cостоявшего некоторое время в должности учителя, неизвестна. Он был назначен в приход одновременно со священником И. Евстратьевым в 1892 году. Был сыном крестьянина Пензенской губернии, Чембарского уезда, села Поима, образование получил в сельской двухклассной образцовой школе.
Трудно было нашим сельским батюшкам. Но память о них живет в сердцах благодарных прихожан. В селе Сара в настоящее время действует молитвенный дом, активно работает со старожилами его староста, Галина Васильевна Нехорошева. На сельском кладбище обнаружены перезахороненные останки церковнослужителей. Во время разрушения церкви три захоронения внутри церковной ограды были перенесены на сельское кладбище в одну могилу. Заросшая кустами в человеческий рост эта могила и кованый крест над ней с большим трудом были обнаружены прихожанками. Так по крупицам совместными усилиями мы восстанавливаем историю Петропавловского прихода, описание которого начато нашим батюшкой 110 лет назад. Неизвестна судьба и других петропавловских священников Петра Гавриловича Самохина и Иоанна Шастова, псаломщиков Степана Калинина и Владимира Канюкина. Но мы не безразличны к судьбе наших пастырей, к нашей истории, и кропотливая исследовательская работа продолжается.
Р. Антипина, прихожанка Никольского кафедрального собора
Новости
|
Представительства в социальных медиа | ||